«Вначале я учуял запах жженого пластика. Стал осматриваться и увидел,что у меня загорелась розетка. Пришлось ее прямо с корнями из стены выдергивать и свет во всем доме вырубать», – рассказывает Борис, житель поселка Кытлым.
Он позвонил в начале месяца.
– Я инвалид на пенсии, – начал свой рассказ Борис Борисович, как на русский манер зовут его земляки из поселка Кытлым. – Живу один в доме. В нем из-за снега провалилась крыша, и сейчас весь дом заливает водой. Вода попадает на розетки, и они искрятся. Не затопит, так сгорю.
Из развалин в аварийный
Рассказ пенсионера заставил отправиться к нему в гости.
С улицы вид дома, действительно, напоминает обломки затонувшего корабля: только корма и нос наружу. А внутри – настоящая «полундра»! Обои на потрескавшихся стенах пожелтели и стали отходить слоями – дом расклеивается словно был сделан из папье-маше. Потолок провис так, что может рухнуть в любой момент. По всем стенам ручьями бежит вода, заливая электропроводку.
– Я бы и кровлю починил, и все остальное по уму сделал да без ноги на крышу не полезешь, – вздыхает пенсионер.
Воспламенение розетки стало последним всполохом, спалившем терпение пенсионера. И несмотря на то, что за 15 лет жилище стало родным, он решил в нем больше не оставаться.
– Сын прибежал, говорит, что здесь неподалеку есть место, куда можно заселиться. Мы собрали вещи и переехали. Глава поселка одобрил переезд. Правда, помощи никакой не было, перетаскивали все сами, – говорит Борис Борисович.
Он перебрался в 2-комнатную пустующую квартиру в доме уже едва не с вековой историей. Когда он развалится полностью – неизвестно, но трещины на стенах и просевший пол явно сигнализируют: жить здесь небезопасно. Печь не рабочая и, чтобы греться и сушить промокшие вещи, которые были взяты с собой с «тонущего корабля» инвалиду приходится включать сразу несколько обогревателей.
Кап-кап за капремонт
Найти более пригодный для жительства дом в поселке крайне сложно. Деревянные строения, которые там стоят, держатся лишь на энтузиазме хозяев: крыши разваливаются, полы проседают. Туалет, как правило, на улице, а воду жителям приходится носить с «водокачки» (водонапорной башни). Разве что свет в домах проведен.
Большинству из кытлымских жилых зданий уже полвека, строил их в советские времена еще работавший тогда леспромхоз. Правда, есть в Кытлыме и новые многоквартирные здания, но они возведены исключительно для семей военных.
Но и жителям современных домов, и обитателям бараков выставляют одинаковые суммы взносов за капитальный ремонт.
Под Новый год, рассказали жители, им принесли квитанции с астрономическими суммами – выставили долг за весь 2015-й.
В квитанции, которую принесли соседи Бориса Борисовича выставлена сумма в 7547 рублей 28 копеек. Взнос за капремонт квартиры в 76,7 кв метров составляет 628 рублей в месяц.
– Откуда мы такие деньги возьмем? Да и было бы за что платить! – говорят жители. – Мы воду с колонки через весь поселок таскаем, печи разваливаются, не говоря уже о домах. Не живем, а выживаем. Единственное, что у нас есть – это свет. Так за него мы исправно платим. За все остальное платить не собираемся!
Обветшавшие деревянные муниципальные дома не признаны аварийными. Потому за них стали начислять взносы на капремонт. Кытлымцы считают это издевательством над собой и своими жилищными правами и массово игнорируют выставляемые счета.