Новое кладбище открыли в юго-восточной части нашего городского округа четыре года назад. Первый упокоившийся был похоронен здесь 18 ноября 2012 года. За почти четыре года здесь провели 725 захоронений. Каждые два дня погост прирастает одной могилкой.
Людмила Викторовна Николечева приехала в Карпинск специально, навестить родные могилки. От увиденного на городском кладбище, что по дороге на Веселовку, получила шок.
Нет, само новое городское кладбище – с красивой оградой по периметру, хорошей дорогой, задумкой хоронить ровными рядками – ей нравится. Такое не в каждом городе есть. Но вот состояние места упокоения….
– Там ни проехать, ни пройти, все заросло травой. Могил в ней уже не видно. Я удивляюсь, как люди находят дорогу туда, куда нужно в этих зарослях. Там еще немного – и трава меня с головой скроет!
В прошлом году, рассказывает Людмила Викторовна с интонацией возмущения, кладбище тоже было не в лучшем состоянии. Одна из посетительниц, встретившаяся нашей героине тогда на погосте, пообещала: «Ну, я дам разгону этим коммунальщикам!». Воплотила ли она свою угрозу или просто время пришло, но вскоре кладбище было освобождено от травостоя. Нынче же траву-мураву никто не тревожит. Кроме людей, которые буквально продираются к родным могилкам.
Мы приехали на кладбище, чтобы самим убедиться, так ли все здесь, как описывает читательница… и убедились. На обширном поле, где захоронено более 700 человек, травой заросли все тропы между могилками. Лишь верхушки каменных надгробий и крестов помогают догадаться о том, что это все-таки кладбище, а не обычное запущенное поле.
Трава на территории погоста в некоторых местах даже выше иных памятников. На кладбище по проекту нет оградок у могил, земляные холмики располагаются довольно плотно друг к другу. И если зарастает проход между ними, то и само захоронение накрывает зеленый полог густой растительности.
– Раньше такого не было. Всегда это кладбище было очищено от травы, – рассказывает Александр, сторож, который следит за порядком в этом месте с самого его основания. – С 2012-го года кладбище начало работать, и каждый год в июне приходили рабочие и скашивали всю траву. В этот раз почему-то никого не было.
Александр рассказал о том, что руководство предлагало сторожам заняться скашиванием травы на охраняемом участке, но те наотрез отказались: мол, тут быстрее сам убьешься, пока будешь косой махать. «Одно дело, когда нужно скосить луг, а вот косить траву на кладбище, это совсем другое. Тут кругом камни и с обычной косой здесь не справиться», – говорит сторож.
Инженер производственного отдела Управления коммунального хозяйства Андрей Кононов так объяснил запущенность погоста:
– У нас есть договоры на расчистку и вывоз мусора и охрану. Кошение травы контрактом не предусмотрено, денег на это не заложено. Мы ездили на это кладбище и видели – что там творится. Что-нибудь придумаем.
Трава по пояс – главная на сегодня проблема городского места упокоения. Мусора здесь нет, весь убирается вовремя. Охрана налажена – сторож постоянно ездит по периметру кладбища на своем мотоцикле и проверяет что и как.
– Думаю, нет ничего страшного в том, что люди уберут траву на могилке, где захоронен их близкий, и рядом с ней, – излагает свою позицию директор муниципального Управления коммунального хозяйства Светлана Козлова. – Это не так уж трудно, и это будет по-человечески.
Резон в словах руководителя УКХ есть: за могилками следить нужно тем, у кого есть сыновний, дружеский долг на это. Но вот дорожки, подходы к крестам? Тут захочешь, да всю траву, которая нынешним летом вымахала здоровому мужику по пояс, не выдергаешь.
Молодым может быть и ничего сложного – убрать крепкий репей на пути к памятнику, а вот старым людям вычистить и могилку, и междурядья будет трудно. «Если поступит звонок с жалобой, мы обязательно отреагируем на вызов и скосим траву там, где скажут», – обещает Светлана Витальевна Козлова.
Между тем работы по освобождению от репейника и крапивы на этом кладбище в юго-восточной части города заложены в условия другого контракта – на скашивание травы. Они прописаны дополнительно к списку газонов и площадей, где согласно муниципального контракта, должен пройти косарь с триммером.
Сумма за освобождение города от травостоя, и кладбища в том числе, предусмотрена немалая – 779 999 рублей. Электронный аукцион на выполнение услуги выиграла предприниматель Светлана Бондаренко. Было это в конце июня, и пока, может быть, у исполнителя просто еще руки, то есть триммеры, до кладбища не дошли?
Получить комментарий Светланы не удалось – она была где-то в слабой зоне доступа, расслышать что-то в телефонном разговоре с ней было очень сложно.
Пока же кладбище, словно тина озеро, заволакивают зеленые джунгли репейника, зверобоя, болиголова и других трав. Зрелище удручающее. На заседаниях Думы, в речах чиновников Карпинска нередко звучат присказки: «Кто не знает прошлого, у того нет будущего», и «Человек жив пока о нем помнят». Сегодняшнее состояние главного памятного места города заставляет вспомнить другую поговорку – мы тут словно «Иваны, не помнящие родства…» и своих предков.
…Мы второй раз побывали на кладбище через две недели после первого визита. Некоторые участки здесь стали заметно чище — возможно, родственники покойных прибрали вокруг. Но в целом на большей части территории трава как стояла, так и стоит стеной.