Интерактивная выставка-инсталляция, посвященная Дню памяти жертв политических репрессий, 21 октября открылась в Карпинском краеведческом музее. Выставка будет работать по 1 ноября.
В музее на выставке представлено несколько разделов, которые в своей совокупности представляют единое целое — яркий визуальный рассказ о непростом времени в истории России и нашего района в частности. Каждый элемент-инсталляция имеет свое название и несет свой посыл. Работникам музея удалось передать атмосферу тех лет: вещи, которые использовались в 1930-х годах, старые фотографии, художественные инсталляции воссозданных предметов… все это работает как машина времени.
— У меня давно родилась идея создать подобную выставку-инсталляцию, — рассказывает Наталья Геннадьевна Куткина, заведующая отделом по научно-просветительной работе в Карпинском краеведческом музее. — Зимой этого года мы насобирали достаточно материала, и сделать выставку представилось возможным. В России сейчас идет акция «Возрождение имен», цель которой — найти и назвать имена, составить списки жертв тех лет, и мы присоединились к ней.
«Без срока давности»
Первое, на что можно обратить свое внимание, это инсталляция под названием «Без срока давности». Это воссозданный уголок кабинета сотрудника службы КГБ. На столе, покрытом потрепанным зеленым сукном, использовавшимся в те годы, стоит печатная машинка марки «Merсedes», старый телефон непривычной для современного человека формы, а на стене весит кожаная куртка.
В завершении этого раздела инсталляции, на заднем плане, стоит некое подобие кирпичной стены, которая усеяна реальными фотографиями сосланных.
— Основное, что хотелось сделать в данной инсталляции, — передать атмосферу того времени и того настроения, — говорит Наталья Геннадиевна. — Здесь можно все потрогать своими руками, рассмотреть со всех сторон, а также познакомиться с реальными документами о репрессированных.
«В те годы»
Этот раздел отражает существование людей в карпинской зоне. Так, как люди в жили в холодных бараках, огороженных колючей проволокой, она сами добывали себе уголь, чтобы топить печи и согреться в своих домах. Именно поэтому в данной инсталляции основными моментами являются колючая проволока и кусочки угля.
Инсталляцию дополняют графическая серия копий рисунков Михаила Васильевича Дистергефта — репрессированного, который проживал непосредственно в карпинской зоне. Его работы имели очень широкую известность, удостоены премий.
«Одна судьба, одна беда»
Эта инсталляция посвящена семье Веймер. Предметы быта того времени, свадебная фотография, костюм жениха и платье невесты, и другие интересные предметы и символы из прошлой жизни семьи. Например, в инсталляции представлена ложка, которую муж Маргариты Давыдовны, Яков Генрихович Веймер, собственноручно сделал для своей дочери. Ложка — с гравировкой ее имени на немецком языке.
— Я очень благодарна Сергею Веймеру, за то, что я познакомилась с его матерью, Лидией Адольфовной и его тетушкой Маргаритой Давыдовной, — говорит Наталья Геннадиевна. — Эти женщины и стали героинями экспозиции. Они живут рядом с нами, в Карпинске и в Волчанске. Все представленное в этой части выставки, это то, что создано руками семьи Веймер и передано в дар музею.
Раздел инсталляции «Звезды смерти стояли над нами», где представлены копии советских плакатов 1930-1940 годов, раздел «Черные камни», рассказывающий о жизни репрессированных, литература и журналы (например, «Огонек» выпуска 1953 года), информация из поселка Сосновка, где представлены биографии жителей, через чью жизнь прошли репрессии — это и многое другое можно увидеть на замечательной выставке.
Наталья Геннадьевна рассказывает про инсталляцию «Горькая свеча памяти». Видео: Александр Ярошук, «ВК»
Фотогалерея: Александр Ярошук, «ВК»
Поделись новостью в социальных сетях
Статьи по теме
- В музее Карпинска — необычная инсталляция, посвященная 22 июня, первому дню войны
- В карпинском музее работает выставка фестиваля «Грани таланта»
- В карпинском музее пройдет фотовыставка
- В Карпинском музее начали работу сразу три новых выставки
- Автор выставки Сергей Макурин: «Фотография рождается, как картина у художника»