Более 1000 человек против того, чтобы началась добыча полезных ископаемых на Йовском плато, являющемся частью Конжаковского горного массива. Несмотря на то, что производство даст карпинцам, как минимум, 200 рабочих мест
Шумиха в интернете началась в конце апреля. Некоторые интернет-издания заявили о том, что этой весной «на гору Конжак поедут экскаваторы. Предприятие «Дуниты Северного Урала» начинает разработку Йовского месторождения. Пострадают туристы и редкие растения». Возмущенные туристы начали сбор подписей, чтобы запретить грядущие разработки.
Йовское месторождение дунитов по инициативе Министерства здравоохранения СССР (письмо главного санитарного врача № 122-11/630-16 от 19.09.1966 г.) и Минчермета СССР (ВВ-169/54 от 07.01.1974 г.) было специально разведано с целью снизить проблему заболевания силикозом. Силикоз – опасное заболевание. Все промышленные страны мира в литейном и пескоструйном производстве давно заменили кварцевые пески на оливин, совершенно безопасный в производстве материал. Кроме того, оливин дает высококачественную поверхность отливок, снижает потери металла. Для России проблема силикоза остается нерешенной, так как оливиновые пески, сопоставимые по цене с кварцевыми, не производятся. Йовское месторождение дунитов, с утвержденными запасами 140 млн тонн, уникально по качеству и количеству. По составу дунит на 95% состоит из минерала оливин.
Согласования по разработке месторождения начались в 2000-х годах, а в марте 2007 года ООО «Дуниты Северного Урала» получило лицензию на добычу дунитов сроком на 20 лет. На заседании карпинской городской Думы в декабре 2010 года генеральный директор ООО Николай Кузьмин говорил о сплошных плюсах от разработки для города. На территории Карпинска планировалось построить предприятие, основными видами производимой продукции которого будут: пески для литейного производства, дробленый дунит, пиленый камень, пропанат (керамический наполнитель) для нефтяной и газовой добычи. Производство и управление планировалось организовать в здании бывшей хлопкопрядильной фабрики, городу это дало бы 600 рабочих мест. Кроме этого, в планах у компании было строительство магниевого завода, а это еще плюс 1200 дополнительных рабочих мест. Картина вырисовывалась действительно очень заманчивая для города в плане экономики, если учесть, что все это должно было реализоваться к прошлому, 2013 году.
Сегодня по факту никакие работы еще не ведутся. Основная причина – отсутствие инвесторов, стоимость проекта чуть более 700 млн рублей. И если на старом инвестиционном портале Свердловской области (oldinvest.midural.ru) проект разработки Йовского месторождения дунитов был опубликован, то на новом (invest.midural.ru) такого проекта в перечне нет.
Однако в конце апреля появилась информация о том, что «как только сойдет снег, начнутся работы по разработке, строительству дороги». К сожалению, нам не удалось связаться с Николаем Кузьминым лично и подтвердить или опровергнуть данную информацию. Но если верить нашим коллегам из «Вечерних ведомостей» (eburg.veved.ru), работы начнутся в этом году. В это же время туристы бросились на защиту Конжака. Они уверены, что разработки нанесут огромный вред экологии и даже поставят под сомнение существование всемирно известного марафона Конжак. В социальной сети «ВКонтакте» была создана группа «Спасти Конжак!», начался сбор подписей под петицией с требованием остановить добычу полезных ископаемых организацией «Дуниты Среднего Урала» на древнем Йовском плато Конжаковского массива – высшего массива Свердловской области. Сегодня свою подпись под ней поставили 1100 человек.
Впрочем, по словам председателя карпинской городской Думы Александра Аскарова, никто из защитников в городскую администрацию с жалобами не обращался. Александр Михайлович пояснил, что о планах начать разработку в мэрии еще ничего не известно, но если это так, то он на стороне предприятия.
– Я лично буду поддерживать проект, естественно, если он будет реализован с соблюдением экологической безопасности, то есть должны быть проведены все необходимые экспертизы и получены заключения, – поясняет он. – Кроме этого, перед началом работ должны проводиться публичные слушания, мы пока этим не занимались.
Аскаров усомнился в скорой реализации проекта. По его словам, в этом производстве нет той потребности, которой хотелось бы. Кроме этого, и информация о будущих рабочих местах для горожан немного изменилась. Александр Михайлович считает, что это будет, максимум, 400, а на начальном уровне и вовсе – 200 мест.
Также Александр Михайлович отметил, что не не понимает возмущения туристов. «Никто никому не помешает заниматься туризмом – это совершенно разные места, и маршруты туристов задеты не будут». Успокаивает общественность и сам Николай Кузьмин:
– Нас не интересует гора Конжак, нас интересует только гора Йов. Мы будем разрабатывать Йовское месторождение и не затронем туристические маршруты. Идущие на Конжак не увидят карьера. Кроме разработки месторождения, будет еще и дорога до карьера. А дорога – это перспективы развития: посмотрите, что стало с Альпами. До войны Альпы были никому не нужны и сложны для прохождения, а когда появилась дорога, то построили курорты. Сейчас Конжак посещает горстка людей, ничтожное количество туристов. Когда появится дорога, горой будут любоваться даже люди с ограниченными возможностями, – приводят цитату генерального директора ООО «Дуниты Северного Урала» «Вечерние ведомости».
Однако сами «конжаковцы» этим словам не верят и категорически не хотят допускать начала работ по разработке месторождения. Они убеждены, что разработки принесут экологии невозместимый ущерб.
По словам одной из защитниц Конжака, художницы из Перми Надежды Захаровой, никакие рабочие места не могут быть важнее экологии.
– Первое, что мы сделали, чтобы защитить гору Конжак, – это объединились. Создали петицию по сбору подписей для министра природных ресурсов Сергея Ефимовича Донского. Обратились за помощью к защитникам природы в Гринпис России. Впереди хотели бы объединиться с сотрудниками заповедника Денежкин Камень, который также располагается на Уральском Хребте, – говорит она. – Ни один большой человек не имеет никакого права воду планеты превращать в яд, а горы в карьеры. Ни один большой человек не может огородить гектары леса и сказать, что это все мое, и не впускать туда людей – строить там заводы по изготовлению яда для планеты. Переживаю за экологию и за людей, потому что мы такие существа, нам нужна вода, чтобы жить, кислород, чтобы дышать. А камины, или чего там делают из этих дунитов, это все второстепенное. Кому-то нужно, а кому-то нет. А вода и кислород всем нужны…
В том, что добыча обязательно принесет вред экологии, уверен и другой защитник Антон Нестеров:
«В глобальной перспективе экологический и экономический ущерб для сельского хозяйства может с лихвой перекрыть возможную прибыль в случае начала выработки полезных ископаемых. Разработка без вреда для экологии в принципе невозможна, потому как это будут дороги, огромные кучи пустой породы, гигантский роторный экскаватор и взрывные работы… Конжак – это место паломничества многочисленных туристов, он представляет интерес, как рекреационный ресурс. Думаю, огромный карьер и груды скальной породы – это не самое лучшее, что мы можем оставить для наших детей. Я надеюсь, что в тех местах вместо самосвалов и экскаваторов когда-нибудь появится какой-нибудь санаторий, и вместо того, чтобы зарабатывать силикоз, местные жители будут водить туристов в горы, дышать свежим воздухом и получать за это хорошие деньги».
Возмущен планами ООО «Дуниты Среднего Урала» и Александр Алексеевич Никишов, организатор марафона «Конжак». По его словам, сегодня на Конжак приезжает не горстка людей, как говорит Кузьмин, а несколько десятков тысяч человек ежегодно.
– Кому нужны эти дуниты? В этом проекте нет никакой экономической целесообразности! Я на днях встречаюсь с Кузьминым, после мы подготовим интервью и опубликуем его на нашем сайте, посмотрим, что он нам ответит, – сказал он.
Таким образом получается, что на чаше весов стоит экология с одной стороны и рабочие места для карпинцев – с другой. Кстати, сегодня в городе практически нет производства, и ситуация с рабочими местами остается напряженной. На этот счет категорично высказался Александр Аскаров: «Все эти защитники, они, как правило, не местные, они из Екатеринбурга или Москвы. Им, по большому счету все равно на наш город, наших людей и наши проблемы. Я думаю, что карпинцы не будут против, если появятся новые рабочие места».
Однако его слова полностью опроверг карпинец с 30-летним туристическим стажем, волонтер конжаковского марафона Виктор Фомин: «Я не могу словами описать, какую красоту они испортят, если осуществят задуманное. Более того, сам марафон сойдет на нет, и это очень печально, это страшно! Я считаю, что в городе есть работа, и никакое количество рабочих мест не заменит нам леса, горы, реки…».
Не видит ничего хорошего в грядущих разработках и председатель комиссии по активному отдыху при Совете по развитию туризма Свердловской области Константин Кузнецов.
– На мой взгляд есть сиюминутная выгода, а есть долгосрочный проект развития региона. Карьер на горе это как раз сиюминутная выгода на 30 — 50 лет, с последствиями более грустными для грядущих поколений, чем результаты по добыче. А развитие туризма в районе Конжаковского горного массива процесс более долгий, но безусловно более выгодный и для Карпинска, Краснотурьинска, Волчанска, Североуральска, в общем для всех северных городов окружающих эти горы, – говорит он. – Причем если просто говорить о рабочих местах и о времени, занятых в туризме жителей, то их может быть если не больше, то точно не меньше. Конечно, это требует времени, сил, энергии, но ведь под лежащий камень вода не течет. Причем гора Конжаковский Камень посещаема не только туристами из Свердловской области, сюда также приезжают люди из ХМАО, Челябинской области, Пермского края, Москвы, Санкт Петербурга ит. д. Достаточно просто посмотреть официальную таблицу участников марафона «Конжак» ,чтобы понять географию всех тех, кто приезжает в наши, а точнее сказать в Ваши горы, в Ваш район. Тем более в последнее время благодаря появившейся туристической базе «Серебрянский Камень» количество просто диких туристов посещающих Конжак увеличилось, за счет мероприятий проводимых на этой турбазе. Это и веломарафон «Северный Ветер», проводимый в августе и собирающий спортсменов с разных уголков страны, и ежегодный фестиваль «Конжаковский Аккорд» с растущим из года в год количеством зрителей и исполнителей, и Фестиваль фолк-рок музыки «Сухогорье», проведение которого планируется в этом году в сентябре месяце. Мы делаем все со своей стороны, чтобы популяризовать туризм в Карпинском районе, в том числе при поддержки администрации г. Карпинска, и будет очень обидно если наши начинания и усилия других активистов по развитию туризма в Карпинском районе на горе Конжаковский Камень будут срезаны под корень ножом бульдозера и срыты ковшом экскаватора. Что останется нашим детям после этого? Много ли родителей возит отдыхать своих детей на карьеры? Эти и многи другие вопросы, я думаю стоит задать инициаторам разработки дунитов на Конжаке. Не надо разрушать красоту, ведь и так с каждым годом становится все меньше и меньше красивых мест на Урале… Есть вещи, которые не измерить финансовой выгодой, эти вещи — для души и для сердца…
Чем завершится эта история – пока непонятно, «конжаковцы» настроены серьезно и не собираются отступать. По их словам, сбор подписей под петицией – это только самое начало борьбы.
А ты «за»?
Сбор подписей под петицией с требованием запретить добычу полезных ископаемых на Йовском плато проходит тут