Цена нефти падает. Еще недавно баррель (бочку) продавали за 100 долларов, сейчас за нее дают не более 73 долларов.
Россия добывает более 10 млн баррелей в сутки. Продажа нефти – один из основных источников дохода в бюджет страны. Понятно, что при значительном снижении доходов от продажи правительство не сможет выполнять все обязательства перед гражданами страны. К примеру, выплачивать материнский капитал и т. д.
Различные сценарии для страны и предрекают рецессию – падение производства, замедление темпов роста развития. То есть – безработицу, проблемы со своевременной выплатой зарплаты и пособий, «замораживание» больших проектов: программ строительства индустриальных парков, жилья, детсадов.
На фоне сообщений о цене нефти дороже для россиян стали доллар и евро. Импортные товары поэтому станут дороже, так как оптовики покупают их за валюту: чтобы купить 1000 долларов еще недавно им надо было отдать 35-36 тысяч рублей, а сейчас — 46-49 тысяч. Недостающие рубли будут «брать» большей частью именно с нас, покупателей, за счет увеличения цены товара.
Информацию о будущей цене политики и экономисты ждали после вчерашнего заседания ОПЕК. Это объединение (картель) 12 стран, где добывают и продают на экспорт нефть: Саудовской Аравии, Ирана, Ирака и других. Россия и США в него не входят.
Картель может принимать решение о том, сколько нефти выводить на рынок. Если бы было принято решение о снижении предложения, нефть могла бы подорожать. Но, на фоне роста добычи сланцевой нефти в США, замедления экономического развития в Китае, Японии и т.д. (нефти стали покупать меньше), страны ОПЕК решили не уменьшать количество предлагаемой к продаже нефти.
Дешевая нефть за пару лет нанесет России больший урон, чем западные санкции, пишут Vedomosti.ru
«Мы ожидаем, что возможно падение цены до $60 и ниже, но только в течение первого полугодия или, точнее, к концу первого полугодия Цена в $60 нас тоже устраивает. Конечно же, некоторые дорогостоящие проекты мы вынуждены будем отложить», — сказал вчера в интервью австрийской газете Die Presse президент «Роснефти» Игорь Сечин.
По его словам, «Роснефть» имеет достаточный запас прочности, потому что себестоимость добычи — чуть выше $4 за баррель. Это самый низкий показатель в мире.
Вице-президент «Лукойла» Леонид Федун сказал, что добыча компании безубыточна при цене $25 за баррель.
«Важно, как долго будут держаться текущие цены на нефть», — отмечает директор Small Letters Виталий Крюков. Если это будет длиться 1-2 года, то негативный эффект будет даже сильнее, чем западные санкции.
Вероятность того, что экономика России скатится в рецессию в ближайшие 12 месяцев, выросла до 75%, передает агентство Bloomberg со ссылкой на мнения опрошенных аналитиков, пишет Forbes.ru.
Согласно медианной оценке 32 экономистов, российская экономика окажется в рецессии при падении цены нефти Urals до отметки $80 за баррель.
«Рост внутреннего спроса, который был основным драйвером (экономики) последние годы, почти исчерпан. Спад экономики может наступить, даже если цены нефти останутся на текущем уровне надолго», — считает экономист Юникредит банк Анна Богдюкевич.
«Отток капитала, инфляция, высокие процентные ставки, финансовый кризис и растущее число дефолтов компаний перерастут в рецессию в ближайшие 12 месяцев», — отметил экономист Berenberg Bank Вольф-Фабиан Хангерланд. По его мнению, в 2014 году Россия избежит рецессии, но она «приближается».
Резкое падение мировых цен нефти произошло на фоне решения стран — экспортеров нефти (ОПЕК) отказаться от сокращения квот на добычу нефти.
Рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) ранее заявило, что российская экономика войдет в состояние технической рецессии в четвертом квартале 2014 года. За несколько дней до этого глава Минфина Антон Силуанов заявил, что экономика России может продемонстрировать в 2015 году отрицательные темпы роста при падении цен на нефть до $60 за баррель.
«При цене нефти в $60 нам нужно будет жестче подходить к бюджету, задействовать все наши антикризисные возможности. Нам придется корректировать бюджетную политику и пересмотреть приоритеты бюджета», — говорил Силуанов.